среда, 16 апреля 2014 г.

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 6-м классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из  повести)

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет  организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: литература

 Уровень образования школьников: Урок предназначен для 6 класса, уровень класса – средний.

 Форма учебной работы: классно-урочная.

Организация работы: коллективная, групповая
Люди – это всегда дети своих матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький “Сказки об Италии”.
Тема урока: В.А.Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из  повести)
Цели урока:
Образовательные:
  • познакомить учащихся с фрагментом повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая»;
  • формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.
Развивающие:
  • способствовать развитию  мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).
Воспитательные:
  • подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок новых знаний: знакомство с художественным произведением.
Применяемая технология: развитие критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, раздаточный материал: текст.
ХОД УРОКА
I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
- Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
- Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
Прогнозирование по названию.
- Фрагмент из повести «Матерь человеческая». Как вы думаете, о чём отрывок?
Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.
Краткий рассказ об авторе. Автор этой замечательной повести -  Виталий Александрович Закруткин. Он  родился на станции Кочетковская - на – Дону, Ростовской области. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт. Преподавал в  Новгородском учительском институте им. М.Н. Покровского В 1936 году В. Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым. Закруткин готовился к защите докторской диссертации  о творчестве Л.Н.Толстого. Но война круто изменила планы Закруткина. Он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане». В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». В.А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход.
Сегодня мы будем читать фрагмент из  повести В. Закруткина «Матерь человеческая», но читать не как обычно, а с остановками.
II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема “вызов - осмысление - размышление”. Учащиеся получают следующий алгоритм работы:
- чтение текста от “остановки до остановки”;
- вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
- ответ – предположение, его обоснование.
Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально).

«Матерь человеческая»
                   Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить…
Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

(Первая остановка)
- Чем  можно объяснить такое поведение собаки?

            Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей, он был ранен. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.
                   Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. Всё выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
                   Ненависть и горячая, слепая  злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу.

(Вторая остановка)
 - Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть?
- Попробуйте передать чувства героини через определения,  или музыкальный аккорд, или цветовую палитру.
- Какие цвета будут доминировать?

                   Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином , погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш.
Мария ещё ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло  сказала, не слыша собственного голоса:
- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…
Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы…
                   Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: «Смертию смерть поправ…»

(Третья остановка)
- Какое желание овладело Марией?
- Какова проблема фрагмента повести?

                   Вот и  последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё один шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению её лица почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и…

-  Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание?

в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
-Мама! Ма-а-ма!..
                   Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

 (Четвёртая остановка)
- Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести?

                   Очнулась она от прикосновения  влажных рук раненого. Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его  лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.
                   Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и -  видно по всему – не мог быть убийцей.  И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(Пятая остановка)
- Как будут меняться в связи с этим ощущения героини?

                   Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны увидела две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди. Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила:
- Ты небось пить хочешь?
Немец закивал головой.
- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.
Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать…
                   Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу.
- Что мне с тобой делать? – качая головой, спросила Мария. – Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение?
Вернер Брахт – так звали немца – молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт ночью, в полной темноте, Мария растопила на костре немного конского жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба.
                   Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи:
- Мама! Мама!
И Мария поняла,

(Шестая остановка)
- Как вы думаете, что поняла Мария?

                   что она – последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир.  И его протянутые  к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…
                   Обхватив руками колени, Мария неподвижно сидела у изголовья Вернера Брахта, не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло солнце, она осторожно поднялась, погасила светильник, открыла люк. Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы.
(Седьмая остановка)
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Почему?

(На этой стадии используется приём «дерево предсказаний»)
                    Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно,  с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь…
                   Вернер Брахт умер перед полуднем, Мария закрыла ему глаза, пригладила ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб…
Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё…
- Какова же проблема фрагмента из повести «Матерь человеческая»? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?

Вывод: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу.

III. Стадия рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления.
На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа.
Задания группам могут быть такими:
Группа 1. Эссе по впечатлениям от рассказа.
Группа 2. Сочинение – рассуждение об идее произведения.
Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так.
Группа 4. Напишите, как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу» «во имя высшей справедливости».

Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий