План-конспект
урока по сказке Г.К.Андерсена
« Снежная королева».
Победа
добра, любви и дружбы над злом.
Цель урока:
Обобщение и
систематизация знаний теории литературы и применения изученного материала в
ходе работы с текстом.
Задачи.
Развивающие - развитие у школьников умений формулировать
собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Познавательные - умение находить в произведении отличительные
особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.
Воспитательные - формирование жизненной позиции учащихся, основанной
на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
Тип урока: обобщение
и систематизация знаний и способов деятельности
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы : репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
-видеофильм «Тайна Снежной королевы»;
-иллюстрации к сказке;
-компьютер;
-диапроектор;
- локальная сеть (использование ЭОР, ЕК ЦОР).
Понятия, которые на уроке
будем повторять: сказка, жанр, фольклор, литературная сказка (литературоведческие
термины, напечатанные на отдельных листах).
№
|
Этап
урока
|
Название
используемых ЭОР
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Время
(мин.)
|
||
1.
|
Организационный
момент
|
|
Приветствует уча-щихся и организует
внимание, подготав-ливает и настраивает на учебную деятель-ность
|
Отвечает
на при-ветствие.
|
1
|
||
2.
|
Актуализация
знаний
|
|
Вы слышали, ребята? Сегодня у нас не просто урок –
сегодня мы при-глашены в гости к сказ-ке. Сказка желает прове-рить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас се-годня
заключитель-ный урок по сказкам. Но сказка не любит случайных
посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни
сказки закрыты на замок, и открыть их бу-дет непросто. Итак, по-пробуем! Задает
вопросы.
|
- Что такое сказ-ка? (Это жанр устного народного
творчества, осно-ванный на выдум-ке, фантазии)
- Что такое жанр?
- Что такое фоль-клор?
- Чем отличается сказка народная от литературной?
|
2
|
||
3.
|
Ввод
нового материала. Целеполага-ние, мотива-ция учебной деятельности.
Беседа по во-просам
|
№ 1
Текст
«Биография Андерсена»
№2
Интерактивная иллюстрация.
А. Кокорин. Иллюстрация к сказке "Снеж-ная
королева"
|
Видите, ребята! Ставни не
открываются. Види-мо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думае-те, что нужно
ещё знать, чтобы попасть в гости к сказке? (автора и на-звание).
- Попробуйте отгадать, в
гости к какому автору мы сегодня пришли?
Читают фрагмент биографии.
Кто это?
- Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно
знать?
У меня на столе цветы. Это
розы. Вы знаете многие сказки
Андер-сена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми?
- Верно. Вот теперь ставни
наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке. Сегодня нет смысла занимать-ся пересказом сказки,
потому что задача на-ша более сложная.
|
Мы должны уз-нать, за что же Х.К.Андерсен получил
звание великого ска-зочника.
Ханс Кристиан Андерсен.
Название
Кай и Герда. «Снежная
короле-ва».
|
1
ЭОР
4
2
ЭОР
3
|
||
4.
|
Первичное за-крепление.
Работа с текс-том.
|
№3
Интерактивная модель. Задание: расположите в правильной последовательности
события из сказки
Закрепление
знания сюжета сказки
|
-Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с
детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех зна-ком с текстом. Перед вами
названия глав сказки. Ваша задача
расположить эти на-звания в той последо-вательности, в кото-рой они
расположены у автора.
Перед вами тексты с отрывками из сказки «Снежная
королева». Прочитайте внима-тельно эти отрывки и найдите в них при-знаки жанра.
|
Опираясь
на текст, выполняет практическое задание в интерактивном модуле, распола-гая
отрывки из текста в пра-вильной последовательности
Элементы вол-шебства, ска-зочные герои, короли,
прин-цессы, волшеб-ный дворец
|
3
ЭОР
2
|
||
5.
|
Применение
нового знания в стандартной ситуации.
|
№ 4
Видеофрагмент
кинофильма «Снежная коро-лева»
по сказке
Х.-К. Андерсена
режиссера
Ген-надия Казанского (1966 г.). Встреча Герды с разбойницей
|
Ребята, мы с
вами до-казали, что перед нами действительно сказка. А теперь мы должны определить
особенности авторского стиля.
Посмотрите
внимательно ещё раз на текст. Как вы думаете, чем отличается сказка Андерсена
от народных сказок? Что необычного вы можете найти в ней?
Любопытен ещё
один приём сказочника – снижение
высокого плана до будничного. Обратимся к текстам и найдем подтверж-дение
этому.
|
Сюжеты его ска-зок и «историй», как он их называл, почерпнуты из обычной жизни. И чудеса проис-ходят не в триде-вятом
царстве, а в доме, на дворе. Конечно, в сказке Андерсена есть короли и прин-цессы,
волшебные дворцы, но попа-дают в них обыч-ные
дети.
|
3
ЭОР
6
|
||
6.
|
Физкульминутка
|
|
Учитель предлагает упражнения.
|
Выполняют упражнения.
|
1
|
||
7.
|
Перенос
в новые условия.
|
№ 5
видеофрагмент
из кинофильма "Снежная королева". Герда и Кай возвращаются домой
|
-Какова же
цель создания такой необыч-ной сказки, где простые дети совершают чудеса не с
помощью волшеб-ства, а благодаря силе воли, характера, благо-даря чувству горячей любви и желанию по-мочь
другу в беде? О чем хотел сказать автор именно нам, читателям, детям 21 века?
Предлагаю
просмотреть фрагмент видеофильма и ответить на поставленные вопросы.
|
В процессе рабо-ты с текстом ребя-та подчеркивают
признаки жанра зеленым цветом, а особенности ав-торского стиля - красным. На
по-лях в колонке
«примечания» за-писываются пас-той соответст-вующего
цвета выделенные выше приемы.
Цель автора - выразить мысль о силе простого че-ловека, которым
движет чувство любви, сострада-ния. Самое удиви-тельное то, что си-лу эту
воплощает не мощная лич-ность, а
хрупкая девочка из прос-той семьи. Читая сказки Андерсена, мы понимаем,
что и такие дети, как мы способны со-вершать
чудеса, если в нашем сердце горит
огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледя-ной дворец, и
ледяную душу.
Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и
велико-душнее. Они учат
|
3
ЭОР
6
|
||
|
|
|
|
видеть прекрасное во всём:
в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас меч-тать. Они адресо-ваны
людям раз-ных возрастов и хранят в себе муд-рость народа.
|
|
||
8.
|
Подведение
итогов урока.
|
|
Проводит работу по рефлексии учащихся.
Делает выводы, оценивает работу класса в целом и индивидуально.
|
Проводит рефлексию, осмысливает выводы
и оценку учителя.
|
1
|
||
9.
|
Домашнее
задание.
|
№ 6
Интерактивное задание: узнайте по описанию ге-роиню
и сказку Х. К. Андер-сена, в которой о ней расска-зывается
(примерный материал - образец для подготовки проектных
заданий)
|
Написать сочинение-ми-ниатюру
по предложен-ным темам:
1. За что я люблю сказ-ки
Андерсена.
2. Роль сказки в моей
жизни
3.. Нужны ли нам сказ-ки?
(примерный мате-риал - образец для подготовки
проект-ных заданий)
|
Работают
само-стоятельно.
Знакомится
с предложенными вариантами про-ектного задания, примерным материалом - образцом для
выполнения практического задания (дома).
|
1
ЭОР
1
|
Приложение
к плану-конспекту урока
по сказке Г.К.
Андерсена «
Снежная королева».
Победа добра,
любви и дружбы над злом.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
|
Название ресурса
|
Тип, вид ресурса
|
Форма пре-дъявления информации
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
||
1.
|
|
Информацион-
ный,
|
||||
2.
|
Формирование
представления о героях и месте действия сказки
|
Информацион-ный
|
|
|
||
3.
|
Интерактивная
модель.
|
Практический
|
Интерактив-ная
модель.
|
|||
4.
|
Видеофрагмент кинофильма «Снежная королева»
|
Информацион-ный
|
Видеофраг-мент
|
|||
5.
|
Видеофрагмент кинофильма
"Снежная королева".
|
Информацион-ный
|
Видеофраг-мент
|
|||
6.
|
Интерактивное задание.
|
Практический
|
Интерактив-ное задание.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий