Урок – мастерская ценностных ориентаций «Сам ищу
выход»
( по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)
Цели:
· Рассмотреть,
как разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон»
Григорий Мелехов.
· Формирование
жизненной позиции учащихся.
· Развитие
мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексировать.
Оборудование:
· Выписки из
романа.
· Портрет М.
Шолохова.
Работа учащихся ведётся в группах.План занятия:
· Налаживание
взаимоотношений с учащимися.
· Постановка
проблемы урока.
· Индукция:
построение ассоциативных рядов, работа с текстом.
· Конфликт
(Цитаты из текста.)
· Просмотр
фрагмента кинофильма.
·
Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос.
· Социализация.
· Рефлексия.
Ход мастерской.Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор?
Как часто?
В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.
Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор?
/обстоятельства, среда, цель, «я сам»/
Существует две точки зрения:
· Выбор человека
зависит от обстоятельств. « Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над
всеми». Фалес. Древнегреческий философ.
· Человек сам
творит свою судьбу. « Люди хозяева своей жизни» у. Шекспир.
Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою
судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?И тема сегодняшнего занятия «Сам ищу выход»
2. Герой и обстоятельства – вечная тема в искусстве и литературе.
Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. «Сам ищу выход», «Блукаю я, как метель в степи…»,- говорит о себе Григорий.
Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов?
/К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/
3. Григорий Мелехов ищет свой выход.
Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой.
Это могут быть какие-либо образы, природные явления.
Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли?
Чтение определения слова ассоциации.
Пример ассоциации к образу Натальи.
Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе.
Прочитать, что записали.
4. « Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить... огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости»
Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора?
5. Работа с текстом.
Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули?
«Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…
Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий».
«Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение».
«Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда – сюда качался».
«Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё,… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по – новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём».
«Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить».
«От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы».
Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему.
Каким был выбор
героя? За каждым эпизодом – трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий?
Он ни к кому не
примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью.
«Мертвея от ужаса,
понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни,
случилось».
И вновь вопрос:
Что же делать?
6. Слайд 5.Оотрывок
из кинофильма. Финал. Просмотр.
К чему же пришёл
Григорий?
/ куда бы ни
кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное,
что связывало его с жизнью./
Записать,
озвучить.
7.Написание
сиквейна. Слайд 6
О каких понятиях
шла речь сегодня?
Выбор, судьба,
душа, верность, трагедия, дом.
Каждая группа
произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно на один из
вопросов по выбору.
Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний?
/Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./
Одна из самых трагических потерь – Аксинья.
Прочитать слова со слайда.
И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор.
7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма «Тихий Дон», а к вам ещё одно задание: составить вопросы к этому эпизоду.
Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы.
8. Написание сиквейна.
Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии.
Учащиеся называют, учитель записывает их на доске.
Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн.
Можно обсудить результат в группе.
Прочтение сиквейнов.
9. Выбор Григория был сложен.
Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал свою судьбу?
Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы.
(Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся читаются)
10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными?
11. В заключении я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: « В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода». Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий