среда, 16 апреля 2014 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 Новомихайловская средняя общеобразовательная школа


                                                                                                                                           «Утверждаю».
                                                                                                         Директор МБОУ Новомихайловская СОШ
                                                                                                                        ______________/П.А.Счастливый/
                                                                                                                «_____» ________________ 2013  г.





Программа

занятий кружка

«Творческая мастерская»

учителя русского языка и литературы

Глинкиной Елены Михайловны

·        Возраст детей, на который направлена программа – 12-17 лет
·        Срок реализации программы – 1год























Пояснительная записка
Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа - учащиеся 7, 10 классов общеобразовательных школ.
Объём занятий - 72 часа.  Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов.
По типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.
·         По направлению деятельности - научно-техническая,
·         по уровню освоения - углубленная, 
·         по уровню деятельности - продуктивная,
·         по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
·         по основной направленности - прикладная.

      Цель: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе.
   Задачи:
Обучающие:
  • Познакомить с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами работы с ними
  • Создать мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки, документальные фильмы, теле- и радиопередачи о русском языке и литературе, заочные экскурсии
Развивающие:
  • Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
  • Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
  • Художественно-творческие способности
  • Умение осознанно использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может использоваться на уроках
Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
  • Потребность расширять кругозор в изучаемой области

В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.
Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.
Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит предложенный курс.
Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.


Принципы
·         Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
·         Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий
·         Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Методы и приёмы
  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Эвристический

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
   В ходе занятий кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
  • Знать основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
  • Уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
  • Уметь находить необходимые сведения в Интернете
  • Уметь создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
  • Уметь создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, телепередачи в программе Movie Maker
  • Уметь создавать флеш-анимации и работать в 3-Д графических редакторах

Ближайшие последствия
   Дети,  способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут выступить на школьной научно-практической конференции «Окоём», городском конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь», всероссийском конкурсе «20 век. История и судьбы».

Условия реализации программы
   Для успешной реализации программы необходимы:
  • Компьютер и интерактивная доска
  • Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам

Охват учащихся
   Занятия кружка рассчитаны на учащихся 5-10 классов. В данном учебном году предполагаются занятия с учащимися 7 и 8 классов в рамках работы с одарёнными детьми. В 7 классе – 10 учащихся, в 8 – 17 учащихся. Всего 27 учащихся. Занятия проводятся по группам. См. тематическое планирование.





Автор
   Программа разработана и реализуется учителем МБОУ Новомихайловской СОШ Глинкиной Е.М.. Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует, так как имеет практическую направленность.


Тема
Кол-во часов
Теоретических
Практических
Всего
1.
Инструктаж по ТБ и ОТ
1

1
2.
Информационные технологии на службе учителя и ученика
1

1
3
Лингвистическая сказка

4
4
4
Тест. Игра. Кроссворд
1
7
8
5
Презентация на литературную тему

2
2
6
Документальный фильм

6
6
7
Интерпретация лирического произведения

6
6
8
Заочная экскурсия
1
6
7
9
Создание фильма «Судьбы священников Богородского края»

9
9
10
Спектакль по литературе

13
13
11
Телепередача о русском языке
1
6
7
12
Телепередача о литературе
1
5
6
13
Резерв
2

2

Всего


72

Содержание курса
Тема 1: Инструктаж по ТБ и ОТ (1 час)
 Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе. Порядок работы.

Тема 2: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)
Рассказ о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с использование ИКТ.
Обсуждение достоинств и недостатков работ.

Тема 3: Лингвистическая сказка (4 часа)
Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного материала. Создание анимации в программах  Power Point и Movie Maker.

Тема 4:Тест, игра, кроссворд (8 часов)
Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в программе Power Point.

Тема 5: Презентация на литературную тему (2 часа)
Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

Тема 6: Документальный фильм (6 часов)
Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

Тема 7: Интерпретация лирического произведения 6 часов)
Анализ стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.

Тема 8:Заочная экскурсия (7 часов)
Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма в программе Movie Maker.

Тема 9:  Создание фильма «Судьбы священников нашего края»
Сбор материала по теме.  Создание и обсуждение сценария фильма. Приёмы работы с видеокамерой.  Подбор иллюстративного материала. Запись озвучания фильма. Создание фильма в программе Movie Maker .

Тема 10: Спектакль по литературе (13 часов)
Распределение мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиция танцев и пения.

Тема 11: Телепередача о русском языке (7 часов)
Знакомство с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.

Тема 12: Телепередача о литературе (6 часов)
Выбор тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.

Календарно-тематическое планирование
№п/п
Дата
Класс
Тема занятия
Виды и формы работы
1


Инструктаж по ТБ и ОТ
Лекция учителя, беседа
2
04.09
7, 8
Задачи работы кружка. Информационные технологии на службе ученика и учителя
Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных работ учащихся с использованием ИКТ
3
05.09
7, 8
Сочинение лингвистических сказок
Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа
4
11.09
7, 8
Озвучивание лингвистических сказок
Декламация
5
12.09
7, 8
Создание иллюстративного материала к лингвистической сказке
Рисование, сканирование, подбор иллюстративного материала, создание готового продукта в программе Power Point
6
18.09
7, 8
Настройка анимации лингвистической сказки
Демонстрация анимационных возможностей программы Power Point
7
19.09
7
Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы
Лекция учителя, беседа, участие в тесте, кроссворде, игре, просмотр и обсуждение работ учащихся
8
25.09
7
Сочиняем тест
Подбор и формулирование тестовых заданий, написание сценария
9
26.09
7
Анимация теста
Создание анимированного теста в программе Power Point
10
02.10
7
Сочиняем сценарий игры
Деловая игра «Кто придумает интереснее задание». Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры
11
03.10
7
Анимация игры
Создание анимированной игры в программе Power Point
12
09.10
7
Сочиняем кроссворд
Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге
13
10.10
7
Анимация кроссворда
Создание анимированного кроссворда в программе Power Point
14
16.10
7
Как создать кроссворд в программе Excel
Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в данной программе
15
17.10
7, 8
Презентация в Power Point на литературную тему
Выбор темы, сбор материалов, создание сценария, распределение на слайды
16
23.10
7, 8
Секреты хорошей презентации
Лекция учителя, выбор макета, цветовой гаммы, шрифта, подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации
17
24.10
8
Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
18
30.10
8
Создаём сценарий документального фильма о писателе или поэте
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
19
31.10
8
Обсуждение сценариев
Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ, взаимопроверка
20
13.11
8
Запись звуковой части фильма
Декламация
21
14.11
8
Создание фильма в программе Movie Maker
Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация учителя
22
20.11
8
Создание фильма в программе Movie Maker
Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма
23
21.11
7
Анализ лирического произведения и его интерпретация
Эвристическая беседа
24
27.11
7
Создание иллюстраций к лирическому произведению
Рисование, сканирование
25
28.11
7
Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению
Прослушивание и обсуждение музыки
26
04.12
7
Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому стихотворению
Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
27
05.12
7
Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения»
Просмотр и обсуждение фильмов
28
11.12
8
Проведение уроков в 5 и 6 классах учащимися 8 класса

29
12.12
8
Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом.
Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация работ учащихся и учителя
30
18.12
8
Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии
Творческая работа
31
19.12
8
Чтение и обсуждение сценариев
Редактирование, взаимопроверка работ
32
25.12
8
Озвучивание сценария заочной экскурсии
Декламация
33
26.12
8
Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии

34

8
Монтаж заочной экскурсии
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
35

8
Выездная экспедиция для съёмки видеосюжета
Работа с цифровой видеокамерой
36

8
Чтение и обсуждение сценария на тему «Судьбы священников нашего края»
Эвристическая беседа, редактирование работы
37

8
Чтение и обсуждение готового сценария документального фильма «Судьбы священников нашего края»

38

8
Выездная экспедиция для съёмки интервью со священниками Монастырщины, Мигнович и Туфли
Интервью и особенности работы над ним
39

8
Воссоздание исторических эпизодов
Обсуждение сценария на предмет воссоздания исторической обстановки
40

8
Съёмка эпизодов

41

8
Озвучивание фильма
Декламация
42

8
Монтаж фильма
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
43

8
Просмотр готового продукта
Просмотр и обсуждение достоинств и недостатков фильма
44

8
Редактирование готового фильма, его публикация

45

7, 8
Чтение сценария спектакля по литературе. Распределение ролей
Декламация
46

7, 8
Репетиция 1-ой сцены спектакля
Декламация
47

7, 8
Репетиция 2-ой сцены спектакля
Декламация
48

7, 8
Репетиция 3-ей сцены спектакля
Декламация
49

7, 8
Репетиция 4-ой сцены спектакля
Декламация
50

8
Запись звукового сопровождения спектакля
Декламация
51

8
Подбор художественного оформления спектакля
Рисование
52

7, 8
Сводная репетиция
Декламация
53

7, 8
Сводная репетиция
Декламация
54

7
Репетиция музыкальных фрагментов спектакля
Пение
55

8
Репетиция танцевальных фрагментов спектакля
Постановка танцев
56

7, 8
Генеральная репетиция
Декламация, пение, танцы
57

7, 8
Спектакль на литературную тему

58

8
Концепция телепередачи о русском языке
Лекция учителя
59

8
Выбор темы для телепередачи о русском языке
Обсуждение, беседа
60

8
Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая игра
Разработка сценария телепередачи
61

8
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
Беседа
62

8
Репетиция телепередачи о русском языке
Декламация
63

8
Запись телепередачи
Декламация
64

8
Монтаж телепередачи о русском языке
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
65

8
Концепция телепередачи о литературе
Обсуждение, беседа
66

8
Работа над проектом телепередачи о литературе. Деловая игра
Разработка сценария телепередачи
67

8
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
Беседа
68

8
Репетиция телепередачи о литературе
Декламация
69

8
Запись телепередачи
Декламация
70

8
Монтаж телепередачи о литературе
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
71

7
Создание флеш
Доклад учащихся
72


резерв


Использованная литература:
Практически направленные работы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных работ «Портфолио»
Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы 

Комментариев нет:

Отправить комментарий