Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная
школа
«Утверждаю».
Директор МБОУ Новомихайловская СОШ
______________/П.А.Счастливый/
«_____» ________________ 2013 г.
Программа
занятий кружка
«Творческая мастерская»
учителя русского языка и литературы
Глинкиной Елены Михайловны
·
Возраст детей, на
который направлена программа – 12-17 лет
·
Срок реализации
программы – 1год
Пояснительная записка
Курс
обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена
программа - учащиеся 7, 10 классов общеобразовательных школ.
Объём
занятий - 72 часа. Занятия проводятся
два раза в неделю по одному часу. Основные формы занятий: теоретическая,
практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством
разнообразных практических упражнений и
выполнением творческих проектов.
По
типологической классификации, программа относится к экспериментальным - первый
год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа
относится к профессиональным, т.к. предполагает получение учащимися
профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей
жизни.
·
По направлению деятельности -
научно-техническая,
·
по уровню освоения - углубленная,
·
по уровню деятельности - продуктивная,
·
по целевому обеспечению индивидуальных
потребностей развития личности - профессионально-прикладная,
·
по основной направленности - прикладная.
Цель: знакомство с разными видами
компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и
литературе.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить
с разными компьютерными программами (Power Point, Excel, Movie Maker) и способами
работы с ними
- Создать
мультимедийную продукцию, как-то: тесты, кроссворды, презентации о жизни и
творчестве писателей и поэтов, звуковые лингвистические сказки,
документальные фильмы, теле- и радиопередачи о русском языке и литературе,
заочные экскурсии
Развивающие:
- Развивать познавательные способности учащихся в области
филологии
- Способность воспринимать
учебный предмет в прикладном плане
- Художественно-творческие
способности
- Умение осознанно
использовать ИКТ для создания материала, который в дальнейшем может
использоваться на уроках
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
- Потребность расширять
кругозор в изучаемой области
В
учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные
задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять
полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в
реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть
использован на уроках и во внеурочной деятельности.
Хорошо
усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая
возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в
схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки.
Повышают
интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания
учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются
к созданию таких работ.
Без
сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно
представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения
потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На
занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того
или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде
изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса.
Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде
документального фильма.
Мы давно
привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько
интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения
создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит
предложенный курс.
Создание
рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм
- презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft
PowerPoint, а также Movie Maker.
Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных
фильмов, телепередач о русском языке.
Принципы
·
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
детей
·
Самоопределение подростков в выборе содержания
деятельности в рамках занятий
·
Наглядность работы, демонстрация процесса
обучения
Методы и приёмы
- Активные: работа с книгой,
с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- Пассивные: рассказ,
объяснение, демонстрация
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам
учащихся
В ходе занятий
кружка «Творческая мастерская» учащиеся должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками:
- Знать
основы работы в программах Excel, Power Point, Movie Maker
- Уметь
работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной
литературой
- Уметь
находить необходимые сведения в Интернете
- Уметь
создавать кроссворд, тест, игру в программах Excel и Power Point
- Уметь
создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, телепередачи в
программе Movie Maker
- Уметь
создавать флеш-анимации и работать в 3-Д графических редакторах
Ближайшие последствия
Дети, способные переводить свои знания в
практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение
от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при
использовании ИКТ, планировать работу при написании творческой или научной
работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут
выступить на школьной научно-практической конференции «Окоём», городском
конкурсе «Шаг в будущее. Электросталь», всероссийском конкурсе «20 век. История
и судьбы».
Условия реализации программы
Для успешной
реализации программы необходимы:
- Компьютер и интерактивная
доска
- Художественная, справочная
и научная литература по изучаемым темам
Охват учащихся
Занятия кружка
рассчитаны на учащихся 5-10 классов. В данном учебном году предполагаются
занятия с учащимися 7 и 8 классов в рамках работы с одарёнными детьми. В 7
классе – 10 учащихся, в 8 – 17 учащихся. Всего 27 учащихся. Занятия проводятся
по группам. См. тематическое планирование.
Автор
Программа
разработана и реализуется учителем МБОУ Новомихайловской СОШ Глинкиной Е.М..
Данный курс имеет практическую направленность и создан с целью научить ребят
работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и
творческой деятельности. Поэтому никакого методического обеспечения не требует,
так как имеет практическую направленность.
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
||
Теоретических
|
Практических
|
Всего
|
||
1.
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
|
1
|
|
1
|
2.
|
Информационные технологии на службе учителя и ученика
|
1
|
|
1
|
3
|
Лингвистическая сказка
|
|
4
|
4
|
4
|
Тест. Игра. Кроссворд
|
1
|
7
|
8
|
5
|
Презентация на литературную тему
|
|
2
|
2
|
6
|
Документальный фильм
|
|
6
|
6
|
7
|
Интерпретация лирического произведения
|
|
6
|
6
|
8
|
Заочная экскурсия
|
1
|
6
|
7
|
9
|
Создание фильма «Судьбы священников Богородского края»
|
|
9
|
9
|
10
|
Спектакль по литературе
|
|
13
|
13
|
11
|
Телепередача о русском языке
|
1
|
6
|
7
|
12
|
Телепередача о литературе
|
1
|
5
|
6
|
13
|
Резерв
|
2
|
|
2
|
|
Всего
|
|
|
72
|
Содержание курса
Тема
1: Инструктаж по ТБ и ОТ (1 час)
Техника безопасности, правила поведения в
компьютерном классе, права и обязанности учащихся в компьютерном классе.
Порядок работы.
Тема
2: Информационные технологии на службе учителя и ученика (1 час)
Рассказ
о работе кружка. Демонстрация проектных работ учащихся прошлых лет с
использование ИКТ.
Обсуждение
достоинств и недостатков работ.
Тема 3:
Лингвистическая сказка (4 часа)
Что
такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание
авторских лингвистических сказок. Озвучивание работ, создание иллюстративного
материала. Создание анимации в программах
Power Point
и Movie Maker.
Тема
4:Тест, игра, кроссворд (8 часов)
Знакомство
с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов
работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Анимирование данных работ в
программе Power Point.
Тема
5: Презентация на литературную тему (2 часа)
Выбор
темы для презентации. Написание реферативной работы на литературную тему.
Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации.
Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.
Тема
6: Документальный фильм (6 часов)
Выбор
темы для создания документального фильма. Написание сценария документального
фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального
фильма в программе Movie Maker.
Тема
7: Интерпретация лирического произведения 6 часов)
Анализ
стихотворения. Создание изобразительного ряда. Подбор музыкального
сопровождения. Озвучание фильма. Работа над выразительным чтением
стихотворения. Создание проекта в программе Power Point и Movie Maker.
Тема
8:Заочная экскурсия (7 часов)
Выбор
темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария
экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма
в программе Movie Maker.
Тема
9: Создание фильма «Судьбы
священников нашего края»
Сбор
материала по теме. Создание и обсуждение
сценария фильма. Приёмы работы с видеокамерой.
Подбор иллюстративного материала. Запись озвучания фильма. Создание
фильма в программе Movie Maker
.
Тема
10: Спектакль по литературе (13 часов)
Распределение
мизансцен. Работа над декламацией, жестикуляцией, мимикой. Планирование
сценического пространства. Создание костюмов и декораций. Подбор музыкального
сопровождения. Репетиция танцев и пения.
Тема
11: Телепередача о русском языке (7 часов)
Знакомство
с передачами «Радионяня». Выбор тем для телепередачи. Написание сценария.
Репетиция телепредачи. Запись клипа.
Тема
12: Телепередача о литературе (6 часов)
Выбор
тем для телепередачи. Написание сценария. Репетиция телепредачи. Запись клипа.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
|
Дата
|
Класс
|
Тема занятия
|
Виды и формы работы
|
1
|
|
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
|
Лекция учителя, беседа
|
2
|
04.09
|
7, 8
|
Задачи работы кружка. Информационные технологии на службе
ученика и учителя
|
Лекция учителя, беседа, просмотр и обсуждение различных
работ учащихся с использованием ИКТ
|
3
|
05.09
|
7, 8
|
Сочинение лингвистических сказок
|
Чтение и обсуждение работ учащихся, обсуждение правил
русского языка, которые можно переложить в формат сказки, творческая работа
|
4
|
11.09
|
7, 8
|
Озвучивание лингвистических сказок
|
Декламация
|
5
|
12.09
|
7, 8
|
Создание иллюстративного материала к лингвистической
сказке
|
Рисование, сканирование, подбор иллюстративного материала,
создание готового продукта в программе Power Point
|
6
|
18.09
|
7, 8
|
Настройка анимации лингвистической сказки
|
Демонстрация анимационных возможностей программы Power
Point
|
7
|
19.09
|
7
|
Тест. Игра. Кроссворд. Особенности каждой формы
|
Лекция учителя, беседа, участие в тесте, кроссворде, игре,
просмотр и обсуждение работ учащихся
|
8
|
25.09
|
7
|
Сочиняем тест
|
Подбор и формулирование тестовых заданий, написание
сценария
|
9
|
26.09
|
7
|
Анимация теста
|
Создание анимированного теста в программе Power Point
|
10
|
02.10
|
7
|
Сочиняем сценарий игры
|
Деловая игра «Кто придумает интереснее задание».
Обсуждение заданий, выбор самой интересной формы. Создание сценария игры
|
11
|
03.10
|
7
|
Анимация игры
|
Создание анимированной игры в программе Power Point
|
12
|
09.10
|
7
|
Сочиняем кроссворд
|
Подбор вопросов и конструирование кроссворда на бумаге
|
13
|
10.10
|
7
|
Анимация кроссворда
|
Создание анимированного кроссворда в программе Power Point
|
14
|
16.10
|
7
|
Как создать кроссворд в программе Excel
|
Демонстрация теста в программе Excel, обработка теста в
данной программе
|
15
|
17.10
|
7, 8
|
Презентация в Power Point на литературную тему
|
Выбор темы, сбор материалов, создание сценария,
распределение на слайды
|
16
|
23.10
|
7, 8
|
Секреты хорошей презентации
|
Лекция учителя, выбор макета, цветовой гаммы, шрифта,
подбор иллюстративного и звукового материала, настройка анимации
|
17
|
24.10
|
8
|
Создаём сценарий документального фильма о писателе или
поэте
|
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
|
18
|
30.10
|
8
|
Создаём сценарий документального фильма о писателе или
поэте
|
Выбор темы, сбор материала, написание сценария
|
19
|
31.10
|
8
|
Обсуждение сценариев
|
Чтение и обсуждение сценариев. Редактирование работ,
взаимопроверка
|
20
|
13.11
|
8
|
Запись звуковой части фильма
|
Декламация
|
21
|
14.11
|
8
|
Создание фильма в программе Movie Maker
|
Этапы работы над созданием фильма – лекция и демонстрация
учителя
|
22
|
20.11
|
8
|
Создание фильма в программе Movie Maker
|
Этапы работы над созданием фильма – подбор иллюстративного
материала, эффекты кадра, переходы, публикация фильма
|
23
|
21.11
|
7
|
Анализ лирического произведения и его интерпретация
|
Эвристическая беседа
|
24
|
27.11
|
7
|
Создание иллюстраций к лирическому произведению
|
Рисование, сканирование
|
25
|
28.11
|
7
|
Подбор звукового оформления к проекту по стихотворению
|
Прослушивание и обсуждение музыки
|
26
|
04.12
|
7
|
Создание фильма в программе Movie Maker по лирическому
стихотворению
|
Монтаж фильма, наложение эффектов и переходов
|
27
|
05.12
|
7
|
Конкурс «Лучшая интерпретация лирического произведения»
|
Просмотр и обсуждение фильмов
|
28
|
11.12
|
8
|
Проведение уроков в 5 и 6 классах учащимися 8 класса
|
|
29
|
12.12
|
8
|
Заочная экскурсия. Этапы работы над данным видом.
|
Лекция учителя, предложение и обсуждение тем, демонстрация
работ учащихся и учителя
|
30
|
18.12
|
8
|
Сбор материалов, создание сценария заочной экскурсии
|
Творческая работа
|
31
|
19.12
|
8
|
Чтение и обсуждение сценариев
|
Редактирование, взаимопроверка работ
|
32
|
25.12
|
8
|
Озвучивание сценария заочной экскурсии
|
Декламация
|
33
|
26.12
|
8
|
Подбор иллюстративного материала к заочной экскурсии
|
|
34
|
|
8
|
Монтаж заочной экскурсии
|
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма,
наложение эффектов и переходов
|
35
|
|
8
|
Выездная экспедиция для съёмки видеосюжета
|
Работа с цифровой видеокамерой
|
36
|
|
8
|
Чтение и обсуждение сценария на тему «Судьбы священников
нашего края»
|
Эвристическая беседа, редактирование работы
|
37
|
|
8
|
Чтение и обсуждение готового сценария документального
фильма «Судьбы священников нашего края»
|
|
38
|
|
8
|
Выездная экспедиция для съёмки интервью со священниками Монастырщины,
Мигнович и Туфли
|
Интервью и особенности работы над ним
|
39
|
|
8
|
Воссоздание исторических эпизодов
|
Обсуждение сценария на предмет воссоздания исторической
обстановки
|
40
|
|
8
|
Съёмка эпизодов
|
|
41
|
|
8
|
Озвучивание фильма
|
Декламация
|
42
|
|
8
|
Монтаж фильма
|
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма,
наложение эффектов и переходов
|
43
|
|
8
|
Просмотр готового продукта
|
Просмотр и обсуждение достоинств и недостатков фильма
|
44
|
|
8
|
Редактирование готового фильма, его публикация
|
|
45
|
|
7, 8
|
Чтение сценария спектакля по литературе. Распределение
ролей
|
Декламация
|
46
|
|
7, 8
|
Репетиция 1-ой сцены спектакля
|
Декламация
|
47
|
|
7, 8
|
Репетиция 2-ой сцены спектакля
|
Декламация
|
48
|
|
7, 8
|
Репетиция 3-ей сцены спектакля
|
Декламация
|
49
|
|
7, 8
|
Репетиция 4-ой сцены спектакля
|
Декламация
|
50
|
|
8
|
Запись звукового сопровождения спектакля
|
Декламация
|
51
|
|
8
|
Подбор художественного оформления спектакля
|
Рисование
|
52
|
|
7, 8
|
Сводная репетиция
|
Декламация
|
53
|
|
7, 8
|
Сводная репетиция
|
Декламация
|
54
|
|
7
|
Репетиция музыкальных фрагментов спектакля
|
Пение
|
55
|
|
8
|
Репетиция танцевальных фрагментов спектакля
|
Постановка танцев
|
56
|
|
7, 8
|
Генеральная репетиция
|
Декламация, пение, танцы
|
57
|
|
7, 8
|
Спектакль на литературную тему
|
|
58
|
|
8
|
Концепция телепередачи о русском языке
|
Лекция учителя
|
59
|
|
8
|
Выбор темы для телепередачи о русском языке
|
Обсуждение, беседа
|
60
|
|
8
|
Работа над проектом телепередачи о русском языке. Деловая
игра
|
Разработка сценария телепередачи
|
61
|
|
8
|
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
|
Беседа
|
62
|
|
8
|
Репетиция телепередачи о русском языке
|
Декламация
|
63
|
|
8
|
Запись телепередачи
|
Декламация
|
64
|
|
8
|
Монтаж телепередачи о русском языке
|
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма,
наложение эффектов и переходов
|
65
|
|
8
|
Концепция телепередачи о литературе
|
Обсуждение, беседа
|
66
|
|
8
|
Работа над проектом телепередачи о литературе. Деловая
игра
|
Разработка сценария телепередачи
|
67
|
|
8
|
Чтение и обсуждение сценариев телепередачи
|
Беседа
|
68
|
|
8
|
Репетиция телепередачи о литературе
|
Декламация
|
69
|
|
8
|
Запись телепередачи
|
Декламация
|
70
|
|
8
|
Монтаж телепередачи о литературе
|
Создание фильма в программе Movie Maker, монтаж фильма, наложение
эффектов и переходов
|
71
|
|
7
|
Создание флеш
|
Доклад учащихся
|
72
|
|
|
резерв
|
|
Использованная литература:
Практически направленные работы
фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и фестиваля ученических проектных
работ «Портфолио»
Так как кружок практико-ориентированный, то специальной литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий