среда, 16 апреля 2014 г.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».
(тема Дома в лирике С. Есенина).
Цели:
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость;
- учить анализировать лирическое произведение;
- воспитывать любовь к Отечеству;
- пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.
Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов; репродукция с картины К.Петрова-Водкина «Мать».
Ход урока.
1.Вступление.
Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется. Я намеренно выбрала Есенина, самые известные его стихи. Не так давно мне довелось общаться с вашей ровесницей. Девочка умная, любит литературу, собирается на филфак. И вот в беседе она спросила, кто у меня любимый поэт.
- …Трудно назвать одного…
- А я обожаю Маяковского!  У Маяковского много замечательных стихов. Но, согласись, он особенный поэт, очень громкий.
- А как тебе Есенин?
- Есенин… - разочарованно протянула она. – Это ж такой примитив.
Вот такой суровый приговор. Примитивный – это поверхностный, неглубокий, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи. Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще. Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость. В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений. И если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.
2.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)
Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии. На фоне музыки  читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю).
- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю схему). Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
- Кем чувствует себя лирический герой? (Захожим богомольцем).
- Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой? (Полям, тополям, хатам).
- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).
- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»? («Только синь сосет глаза»).
- Давайте вслушаемся в строчку. Что вы заметили в звучании строки? (Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт).
- А для чего? Какое ощущение рождается? (Слепящей, разъедающей глаза сини).
- Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?
- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? (Это небесный, горний, возвышенный).
«Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.
- Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство
стихотворения? (Девичий смех, пляска на лугу. Звуки мажорные).
И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.
- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны? (Запах яблок и меда связаны со Спасом).
- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом? (Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда).  Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать. Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.
- Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.
Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).
3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу.
Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?..
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
4.Читаю стихотворение «Письмо матери». Музыка вступает вместе с темой дома.
- Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?
Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.
- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения.
Слова какого стиля преобладают в стихотворении? (Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение).
- Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? ( Конечно, это образ «вечернего несказанного света»).
- Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами).
- А вечерний свет, – каким вы его зрительно представляете? (Синий, звездный, лунный – исходящий от неба, небесных светил). Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света (не от мира сего). Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).
- Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. Не правда ли? Найдите сходство. (И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.)
- Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина:
И молиться не учи, не надо…
Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины-матери, разница только в том, что на картине – молодая мать. Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.
- Вернемся же к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение… (святой материнской любви).
5.Стихотворение «Отговорила роща золотая»
И последнее стихотворение сегодня прозвучит на уроке, также ставшее песней, - «Отговорила роща золотая». Постараемся услышать стихи, и, может быть, поймем их иначе. (Читаю наизусть стихотворение).
- Много раз слышали вы эти строки. А о чем стихотворение? (Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни).
- Посмотрите на дату создания стихотворения.
Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение.
- Кем чувствует себя поэт? (Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга). Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет…
Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот, когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:
…Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сметет их все в один ненужный ком,
(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».
- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»? (Конечно, они учат любви ко всему живому).
- Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А у Есенина:
…Скажите так, что роща золотая
отговорила милым языком.
- Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ
дома в этом стихотворении?
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом…
Дом - весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.
- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю ритмический рисунок). В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом. Поэт уходит, а Дом остается.
- Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.
После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.
Запись на доске:
Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.
6.Обобщение учителя.
Такова концепция Дома у С. Есенина, согласитесь, очень глубокая, ёмкая. Она гармонично вписывается в традиционное гуманистическое освещение этой темы в русской литературе.
На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе ХХ века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады, освещающие указанную тему в романе Е. Замятина «Мы», повести А. Платонова «Котлован», романах М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», романе М. Шолохова «Тихий Дон».





Комментариев нет:

Отправить комментарий