КОНСПЕКТ
урока по
литературе в 9 классе
на тему: «ЖИЗНЬ
– РОДИНЕ,
ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»
(посвящается 66-летию
Победы в Великой Отечественной войне)
Цель: воспитание
духовности уч-ся на примере жизни Ю. В.
Друниной.
Задачи: познакомить
учащихся с биографией Ю. Друниной, фронтовика, поэта, женщины с необычной
судьбой; сформировать у учащихся представление о роли женщины в Великой Отечественной войне;
вызвать интерес к личности и поэзии Друниной.
Оборудование:
тетрадь, слайды (18), тексты стихотворений.
ХОД УРОКА.
(Звучит «Адажио» Т.Альбинони).
Ученик читает
стихотворение «Я порою себя ощущаю связной…»
Учитель: Это
стихотворение написала Юлия Друнина, фронтовичка. Время уносит нас от Великой
Отечественной войны всё дальше и дальше, а люди помнят её не только потому, что
этого требует память о невернувшихся с войны, а потому, что это «нужно не
мёртвым, это нужно живым».
Никогда, ни в
какие времена не было войны, где женщины играли бы роль столь великую, как в
Великой Отечественной. Целые полки, зенитные, связи, ночных бомбардировщиков,
сплошь состояли из женщин. Были среди них и танкисты, и снайперы, и сапёры, и
политработники. Многие ушли на фронт…
Ученик читает
стихотворение «Я
ушла из детства в грязную теплушку…»
Учитель: Во время войны около половины
медицинского персонала в армии
составляли женщины. Они выполняли самую трудную работу: оказывали бойцам первую
медицинскую помощь во время боя – перевязывали, выносили из огня.
«Санинструктор» - так называли этих девушек официально; «сестра», «сестрица» -
так звали их бойцы, а те, кто постарше, - «дочкой». Они участвовали в
кавалерийских и танковых атаках, шли в отчаянных цепях морской пехоты и просто
пехоты-матушки.
На переднем крае
их всегда не хватало, убивали в первую очередь. Ведь если тяжело раненный боец
оставался лежать под огнём, то первым помочь ему должен был санинструктор.
Ученик читает стихотворение «Ты должна!»
Учитель: «Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне», - написала Друнина. И кому, как не ей, это хорошо известно.
Принадлежат Друниной и другие строчки: «Жизнь - Родине, честь – никому!». Именно
они являются темой нашего урока, посвящённого 65-летию Победы в Великой
Отечественной войне.
Запишите тему урока: «ЖИЗНЬ –
РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!» (посвящается 66-летию Победы в Великой
Отечественной войне).
(Слайд «Жизнь – Родине, честь –
никому!»)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о человеке, чья
юность прошла в огне сражений. Это Юлия Владимировна Друнина, фронтовик, поэт,
женщина с необычной судьбой.
(Слайд «Юлия
Друнина – фронтовик, поэт, женщина с необычной судьбой»).
О
своём детстве Друнина написала: «Я родом не из детства…» (читает
ученик стихотворение).
Ученик: 10 мая 1924 года в Москве, в обычном
довоенном доме, у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды
Борисовны родилась дочь Юля (слайд «Родилась в Москве»). Мать родом из
Варшавы. Кроме русского, она владела польским и немецким языками. Немецкий язык
даже преподавала в школе, потом её перевели работать в библиотеку. Юля (слайд
«Друнина в детстве») отца обожала, он был для неё образцом справедливости, разума, порядочности.
У отца было больное сердце, поэтому Юля всё время за него переживала.
Самое большое счастье до войны – чтение, сумасшедшее
чтение тайком в полутьме под лестницей, на подоконнике в коридоре, в школе на
уроках под партой, ночью с фонариком под одеялом. Читать научилась в четыре
года: природа наградила зрительной и слуховой памятью (слайд «Первые
книги»). Первые книги – сказки Пушкина, Гоголя и Гомера, повести Лидии
Чарской воспитывали высокие понятия о дружбе, верности и чести. Позднее Юля
Друнина написала: «И никогда я не
сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьёзные
доводы, ни ядовитые насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких
разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы. Почему я должна
быть в их числе?»
Её влекла к себе романтика гражданской
войны, мятеж фашистов в Испании, республиканцы, интернациональные бригады. И
появлялись стихи, неумелые, слабые, но идущие от сердца и жизни.
В 1938 году (слайд «Первое
опубликованное стихотворение») Юлия участвует в конкурсе на лучшее
стихотворение, который объявил Центральный дом художественного воспитания
детей.
Ученик читает
стихотворение «Мы рядом
за школьною партой сидели…»
Учитель: Это стихотворение напечатали в
«Учительской газете». Передали по радио, а первое место занял паренёк из
провинции Сергей Орлов, будущий поэт, написавший всем известное стихотворение «Его зарыли
в шар земной». Впоследствии он стал другом Друниной.
Ученик: Так начинался творческий путь Юлии, не
подозревавшей о том, что её ждёт. (Слайд «Мечты о подвигах»). А пока
такие, как она, мечтают о подвигах, жалеют о своём возрасте, сетуя на то, что
главное проходит мимо. Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге
Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем они жили в детстве. И
огорчались, что родились слишком поздно… Удивительное поколение! В трагическом
сорок первом именно они стали поколением добровольцев.
Ученик читает
стихотворение «Запас прочности».
Учитель: Да, удивительное
поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы
и начало войны совпали.
Ученик читает
стихотворение «В школе».
Звучит песня «Священная война».
Слайд «22 июня 1941 года».
Ученик: Юля Друнина ни на минуту не сомневалась,
что враг будет разгромлен быстро, поэтому боялась, что не успеет на фронт. 22
июня пришла военкомат. Не взяли –
несовершеннолетняя.
По совету отца пошла работать в глазной
госпиталь на ул. Горького. Потом вступила в добровольную санитарную дружину,
которая дежурила во время воздушных тревог, помогая раненым. А когда поняла,
что ближайший путь на фронт – рытьё окопов (слайд «Оборонительные сооружения
под Москвой. 1941г.»), строительство оборонительных сооружений, то уехала в
Можайск. Там впервые узнала, что существует народное ополчение. К ним девушка
старалась быть ближе, ходила в синем комбинезоне и повязкой с красным крестом
на рукаве. Неожиданно ополченцев по тревоге подняли среди ночи, Друнина вместе
с ними. Да её никто и не замечал, не до того было: немцы прорвали фронт под
Вязьмой. Потом миномётный налёт, раненые, танк, бегущие солдаты. Она мчалась
через лес, спотыкалась, падала, расшибаясь и не чувствуя боли,
повторяла, как молитву, про себя: «Господи! Если ты сделаешь чудо и оставишь
меня живой, никогда, никогда и я не сунусь больше в этот ад!» (слово она,
конечно, своё не сдержала). Юля осталась жива, оказалась в расположении
пехотного полка (слайд «Пехотный полк…»). Первый бой её поразил. Не было
ни лавины наступающих, ни громового «ура!». Позднее Друнина вспоминала, что
можно сойти с ума, если к опасности не привыкнуть. Она привыкла, и её мучила
только страшная усталость. А в конце сентября дивизия оказалась в окружении.
Девушке навсегда запомнился комбат, молодой учитель из Минска, выводивший
солдат из окружения. С ним они чувствовали себя, как за каменной стеной. (Ученик
читает стихотворение «Комбат»).
Ученик: Мина,
убившая комбата, оглушила Юлю. Чтобы избежать объяснения в комендатуре
Можайска, Друнина уезжает в Москву: она узнала, что несовершеннолетних берут в
школу радистов, разведчиков, диверсантов. Но вместо этого ей с семьёй пришлось
уехать в Сибирь, в Заводоуковку. Однако девушка не отказалась от своей цели,
всё равно стремилась на фронт любыми путями. (Слайд «Хабаровск,
школа младших авиаспециалистов»). Училась в школе младших
авиаспециалистов, была направлена в ряды своей «любимой Советской Армии».
Ученик читает стихотворение « Я люблю тебя, Армия, -
…»
Учитель:
Друнина стремится на запад, на фронт и ломает голову над тем, как бы
поскорее попасть туда. Но, как говорится, не было счастья, да несчастье
помогло. Умер отец, Юлия получила отпуск, побывала на могиле отца и отправилась
на вокзал, села в первый воинский эшелон, идущий на запад, сказала, что от
своего отстала и теперь его догоняет.
(Слайд «ЖИЗНЬ – РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»).
Решительность и твёрдость помогли преодолеть все препятствия и в
Москве. Старшина сообщил, что вышло указание – в Действующую армию женщин из
тыла не посылать, теперь уж мужики и сами справятся. Потом добавил: «Кроме
медиков: больно много медицины там выбивает». Друнина обрадовалась: у неё была
санитарная книжка. В голове крутились строчки: «Нет, это не заслуга, а
удача – стать девушке солдатом на войне…».
(Ученик читает стихотворение
«Нет, это не заслуга, а
удача – стать девушке солдатом на войне…»).
Учитель: Так
Друнина вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. «Два с лишним года понадобилось мне, чтобы вернуться в дорогую мне пехоту.
Но, как это ни странно,
я попала в обстановку, напоминавшую сорок первый», - вспоминала Юлия
Владимировна.
1943 год. Она в Белоруссии. Определили её
в Киевскую стрелковую дивизию, на место убитого санинструктора Маруси.
Друнина счастлива, что делает основное дело своей жизни, ведь медик на переднем
крае самый необходимый человек.
(Слайд «Белоруссия. Бои за Озаричи…»).
А через несколько
дней после прибытия в батальон – бой и первая, самая дорогая солдатская награда
– медаль «За отвагу!».
Ученик читает стихотворение «Орден Отечественной
войны».
Учитель: В том
же бою была убита Зинаида Самсонова, Зинка, Зина, ставшая Героем Советского
Союза, но никогда не узнавшая об этом.
Ученик читает поэму «Зинка».
Ученик: Совсем
не при героических обстоятельствах (в погребе набивала котелок кислой капустой
для раненых) Друнину ранило: в шею
впился крохотный осколок от
разорвавшейся перед хатой мины. За помощью к фельдшеру обращаться не стала,
боялась угодить в госпиталь и отстать от своих. Ранение оказалось не таким уж
безобидным: осколок застрял рядом с сонной артерией. Хорошо ещё, что батальон
отвели вскоре на переформировку, и операция была сделана вовремя. Но это было
полбеды, хуже всего – у Друниной лёгкие оказались чёрными: последствия
крупозного воспаления лёгких, перенесённого в окопах. Юлия скисла: на войне
умереть от чахотки… Её отправили в туберкулёзный эвакогоспиталь в Горьковскую
область. Однако, к счастью, всё закончилось хорошо: в приказе же написали, что
«непригодна к военной службе с исключением с учёта». Друнина не слишком этим
огорчилась: устала очень и, главное, мечтала поступить в Литературный институт,
что и пыталась сделать, выйдя из госпиталя в 1944 году, но получила отказ. Что
делать? Она привыкла быть необходимой, ей трудно уже было обходиться без
осознания этой необходимости. Позднее она напишет: «Могла ли я, простая
санитарка…»
( ученик читает стихотворение).
Ученик: Друнина идёт в военкомат. Со здоровьем всё в
порядке, и она вновь на фронте, снова в погонах старшины медицинской службы. (Слайд «Прибалтика – Латвия. Ранение. Орден Красного знамени»). Вновь Белоруссия, затем Прибалтика, Латвия, орден Красного знамени:
контузия, казавшаяся пустячной, обернулась частыми обмороками и носовым
кровотечением, кашлем с кровавой мокротой. Решение медицинской комиссии: «негоден
к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев».
Свидетельство выдано 21 ноября 1944 года, а через полгода война закончилась.
Но Друнина не
пала духом. У неё были стихи, о них она только и думала. Ей шёл двадцатый год.
Ученик читает стихотворение «Окопная
звезда».
Слайд «Студенческие годы».
Ученик: В
конце декабря 1944 года (в середине учебного года) она пришла в Литературный
институт. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она пишет, «прижилась»
и сдала сессию, потому что знала, что её дело – поэзия. Тяжело жилось Друниной
после войны, но она не унывала.
Ученик читает стихотворение
«Я принесла домой с фронтов России…»
Учитель:
Сдаваться Друнина не привыкла. Это не в её характере; она была бойцом и
осталась им до конца, была незаурядной
личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами,
неприемлемыми для неё, и смириться с ними не могла. И её уход из жизни, как
добровольный уход в армию, говорит не о слабости, а о порядочности и силе: она
могла бы благополучно дожить отпущенные ей годы, закрыв глаза на то, что не
устраивало её вокруг. Так поступаем мы, многие. Смиряемся с обстановкой и
живём. Друнина не смогла, и 20 ноября 1991 года она ушла из жизни: «Оно и лучше – уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по
своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства… Но если Бог есть, он поймёт меня…» Последний свой приют она нашла в Старом Крыму, похоронена рядом с
мужем Алексеем Каплером. (Слайд «Могила Друниной»).
Звучит музыка («Адажио» Альбинони).
Учитель читает стихотворение «Судный час».
Покрывается сердце инеем –
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока –
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Всё ж крещёная!)
Помолюсь
За таких вот, как
вы, -
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
(Слайд «Как летит под откос Россия…»
Учитель: Так закончилась жизнь фронтовика, чья юность
прошла в огне сражений. Вы познакомились с довоенными и военными страницами
биографии необычной женщины, Юлии Друниной. Это сильный духом,
высоконравственный человек, оставшийся верным своим юношеским идеалам, той
России, фронтовой дружбе, любимой армии. Напишите, пожалуйста, о своих
впечатлениях.
(Звучит музыка Альбинони.)
Учитель: Послушаем, что вы написали.
Учитель. Я думаю, жизнь Друниной, её поэзия не оставят
вас, ребята, равнодушными и вам захочется ещё раз перечитать эти волнующие
строки. Спасибо за
работу.
Домашнее задание:
v Прочитать следующие произведения о
войне: Б.Васильев «А зори здесь тихие», О. Кожухова «Двум смертям не бывать»,
В. Панова «Спутники».
v Подготовиться к уроку-семинару на тему:
«Женщина на войне».
Использованная литература.
1.
Юлия Друнина. Стихотворения. – М.: Изд-во Эскмо,
2004. – 384 с., илл.
2.
Юлия Друнина. Стихотворения. –М.: Изд-во Эксмо,
2006. – 384с., илл.
Приложение.
Отрывки из работ учащихся.
Оля Пятакова: «...я поняла, что в наше время таких
неравнодушных ко всему окружающему людей осталось очень мало, а может, их и
вовсе нет!!!»
Павел Крючков: «Многие говорят, что солдатом может быть
только мужчина. Но Юлия Друнина доказала, что это не так. Она, обычная,
советская девушка, «рвалась» на фронт. Я считаю, что силой духа Друнина
превосходила многих мужчин. По своему характеру она была бойцом, боролась
против фашистов, боролась за себя после войны, против распада СССР...»
Оксана Левина: « Юлия Друнина навсегда останется в моей памяти. Она смотрела « в глаза»
жестокой войне, не боялась смерти, не падала духом. Меня удивило, что она ещё
писала стихи о войне, которые иногда заставляют слёзы наворачиваться на глаза.
И каждый раз, когда читаешь её стихотворения, хочется думать, что больше
никогда эта страшная война не ворвётся в жизнь людей».
Вика Запарованая: «...я не хочу, чтобы всё, что пережила Юлия
Друнина, вновь повторилось. Я не хочу, чтобы была война!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий