среда, 16 апреля 2014 г.

Урок русского языка в 9 классе

Тема
Сжатое изложение художественного текста: обучение способам и приемам компрессии.

Цели

Образовательные
- подготовка к ГИА: обучение способам сжатия текста;
- формирование навыков определения основной мысли, выделения микротем;
- формирование навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии.

Развивающие
- формирование коммуникативной компетенции у обучающихся: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения.

Воспитательные
- развитие умения обучающихся общаться между собой;
- помощь обучающимся в осознании ценности совместной деятельности;
- формирование у обучающихся личного отношения к происходящим событиям и поведению действующих лиц.

Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в программе Microsoft Office Power Point,  памятки «Как писать сжатое изложение», «Способы и приемы компрессии», тексты изложения, таблица «Критерии оценивания сжатого изложения».


Ход урока:
I. Орг. момент
1 мин
- Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня урок развития речи по теме «Сжатое изложение художественного текста: обучение способам и приемам компрессии». Запишите тему в тетради.


II. Работа с новым материалом
4  мин
- Какие слова или словосочетания в теме урока вам известны?
- В чём особенность сжатого изложения?
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
- Какие слова или словосочетания в теме урока вам не известны?
Компрессия – это преобразование исходного текста с целью придать ему более сжатую форму.
- Можете ли вы дать точное определение компрессии?
- А приемы и способы компрессии текста вам известны?
Прием компрессии – особый способ сжатия текста.
Способ компрессии – образ действий в процессе сжатия текста.
- Итак, мы выяснили, что означают данные понятия.
- Исходя из этих знаний, скажите, какие умения вы должны приобрести на уроке?
Должны уметь знать способы компрессии и использовать их.
- А где эти знания могут пригодиться?
На ГИА
Теперь вы понимаете насколько важно знать нам материал урока.
- Подумайте, исходя из темы урока, какими могут быть задачи нашего урока.
Обучающиеся ставят задачи урока и объясняют почему такие задачи ставятся.
Итак, вы должны будете знать понятия компрессия, приемы и способы компрессии и уметь применять приемы сжатия, с помощью тех способов с которыми мы познакомимся.

III. Работа с теоретическим материалом
3 мин
Скажите, какие приемы компрессии вам уже известны?

Приёмы компрессии текста:
1. Замены:
• замена однородных членов обобщающим на­именованием;
• замена фрагмента предложения синонимич­ным выражением;
• замена предложения или его части указатель­ным местоимением;
• замена предложения или его части опреде­лительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синони­мов.
3. Слияния (упрощения):
• слияние нескольких предложений в одно.

IV. Практическая работа
5 мин
А сейчас мы поработаем над приемами сжатия текста практически. Работать  будем в группах. Необходимо сжать текст определенным способом компрессии.

1группа
Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно  узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной  лексики?  Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.
    Вариант ответа
О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре  русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических   словарях.

2 группа
Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены
Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая  слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.
       Вариант ответа
Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

3 группа
Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения
Великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости,  благородство, людское товарищество, ясная доброта  - все эти нравственные  качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь  шлифуются: время оттачивает и проверяет их.
       Вариант ответа
Великие качества человечности возникают и прочно закладываются  в детстве, а потом лишь шлифуются.

Проверим выполненную работу.

V. Физкультминутка
2 мин
Я вижу, что вы немного устали. Давайте проведем с вами физкультминутку.
Вы видите на стенах листы бумаги, на каждом из которых указан определенный приём компрессии текста. Я буду читать небольшие определения приемов компрессии текста, а ваша задача соотнести данный прием с ответами, которые у вас развешаны на разных стенах кабинета. Покажите рукой правильный ответ.

VI. Работа над текстом
20 мин
- Вы уже овладели определенными знаниями, посмотрим сможете ли вы их применить на практике. Перед вами лежат листочки с текстом.
Давайте его прочитаем.
Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое,  могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда,  они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит,  что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству.  Это приближение —  в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера,  или на врача,  или на учителя —  ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, что бы в каждом разгорелась его  «искра» —   вот тогда и получится настоящий человек.
                                                        (По В.В. Шахиджаняну)
                                                                         136 слов

- Прежде, чем проводить сжатие текста давайте вспомним этапы работы с текстом.
1.      Определение темы текста.
2.      Определение идеи текста.
3.      Определение структуры текста.
4.      Определение микротем текста как частей общей темы.
5.      Моделирование сжатого изложения.

- Какова тема текста?
Призвание – это талант, подкрепленный творческим трудом.
- Какова идея?
Человек может реализовать свое призвание, если будет любить своё дело и увлекаться им.
- Сколько в тексте микротем?
Три (по количеству абзацев)
- Чем характеризуется микротема?
Определенной мыслью.
- Выделите микротемы.
1. Призвание —  это талант,  подкреплённый трудолюбием,  и найти своё призвание – значит обрести счастье.
2. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
3. Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его  «искра»,  он станет настоящим мастером  своего дела.

Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.
- Необходимо сжать текст, объяснив свою позицию и назвать приемы и способы сжатия.

1 группа – 1 абзац (1 микротема)
Призвание  – росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.   
   - приём сжатия текста за счёт исключения фрагмента
предложения,  содержащего причастный оборот (превратившийся в крепкое, могучее дерево). 
- приём слияния (упрощения) два предложения исходного текста объединены в одно, что позволяет учащемуся избежать повтора словосочетания маленький росток. Получившееся предложение не теряет своей информативности и правильно передаёт основное содержание первой микротемы.

2 группа – 2 абзац (2 микротема)
Если человек ненавидит свою профессию, это значит,   что в
молодости,  при выборе профессии,  была сделана ошибка.  Человек должен знать,  любить свою профессию, относиться к ней с увлечением.
- примем исключения  -  опускается второстепенная информация, переданная в тексте от первого лица -  Я знаю много плохих специалистов.
- прием исключения из предложения фрагмента
текста,  содержащего определение (равнодушные к своему делу).  Важная для понимания смысла фрагмента информация передана правильно.

3 группа – 3 абзац (3 микротема)
Высшее наслаждение жизни  –   творческий труд, приближающийся к искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, любящий свой труд, стремится к тому, чтобы в самом труде и в его результатах было что-то красивое.  Надо,  чтобы в каждом разгорелась «искра», и тогда получится настоящий Человек.
- приём слияния (упрощения):  абзац исходного текста начинается с вопросно-ответной формы изложения, которая перерабатывается экзаменуемым в одно утвердительное предложение.
- приём замены - заменяется сложноподчинённое предложение простым,
- прием исключения - далее исключается фрагмент текста, передающий второстепенную информацию (5  и 6 предложения третьего абзаца исходного текста).         

Обучающиеся работают над сжатием текста

-Проверяем работу

VII. Обсуждение результатов работы
3 мин
Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

К-1  экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.  (2)
К-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
К-3  Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)
Таким образом, мы успешно справились с первой частью предстоящего вам экзамена, написанием изложения.

VIII. Рефлексия
1,5  мин
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока, что должны были освоить?
- А как вы думаете, удалось ли вам их достичь?
- Давайте проверим?
- Что же такое компрессия?
- Какие приемы компрессии вы знаете?
- Какие способы вам известны?
- Посмотрите на слайд и сократите предложения любым способом, аргументируйте свою позицию.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

- Ребята, у вас есть время отработать умения писать сжатое изложение. Я думаю, что у вас всё получится.

IX. Домашнее задание
0,5 мин
Сократить текст с помощью любых приемов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий