Урок русского
языка в 9 классе
Тема
|
Сжатое изложение
художественного текста: обучение способам и приемам компрессии.
|
|
Цели
|
|
|
Образовательные
|
-
подготовка к ГИА: обучение способам сжатия текста;
- формирование навыков определения основной мысли, выделения микротем; - формирование навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии. |
|
Развивающие
|
-
формирование коммуникативной компетенции у обучающихся: развитие умения
формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения. |
|
Воспитательные
|
-
развитие умения обучающихся общаться между собой;
- помощь обучающимся в осознании ценности совместной деятельности; - формирование у обучающихся личного отношения к происходящим событиям и поведению действующих лиц. |
|
Оборудование
|
Компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в программе Microsoft Office Power Point, памятки «Как писать сжатое изложение», «Способы и
приемы компрессии», тексты изложения, таблица «Критерии оценивания сжатого
изложения».
|
|
|
Ход урока:
|
|
I. Орг. момент
|
1 мин
|
-
Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня урок развития речи по теме «Сжатое
изложение художественного текста: обучение способам и приемам компрессии».
Запишите тему в тетради.
|
II. Работа с
новым материалом
|
4 мин
|
-
Какие слова или словосочетания в теме урока вам известны?
-
В чём особенность сжатого изложения?
Сжатое
изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации,
при котором исключаются подробности.
-
Какие слова или словосочетания в теме урока вам не известны?
Компрессия – это преобразование исходного текста с
целью придать ему более сжатую форму.
-
Можете ли вы дать точное определение компрессии?
-
А приемы и способы компрессии текста вам известны?
Прием компрессии – особый способ сжатия текста.
Способ компрессии – образ действий в процессе
сжатия текста.
-
Итак, мы выяснили, что означают данные понятия.
-
Исходя из этих знаний, скажите, какие умения вы должны приобрести на уроке?
Должны уметь знать
способы компрессии и использовать их.
-
А где эти знания могут пригодиться?
На ГИА
Теперь
вы понимаете насколько важно знать нам материал урока.
-
Подумайте, исходя из темы урока, какими могут быть задачи нашего урока.
Обучающиеся
ставят задачи урока и объясняют почему такие задачи ставятся.
Итак, вы должны будете знать понятия
компрессия, приемы и способы компрессии и уметь применять приемы сжатия, с помощью
тех способов с которыми мы познакомимся.
|
III. Работа с теоретическим
материалом
|
3 мин
|
Скажите,
какие приемы компрессии вам уже известны?
Приёмы компрессии текста:
1.
Замены:
•
замена однородных членов обобщающим наименованием;
•
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
•
замена предложения или его части указательным местоимением;
•
замена предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с обобщающим значением;
•
замена сложноподчиненного предложения простым.
2.
Исключения:
•
исключение повторов;
•
исключение фрагмента предложения;
•
исключение одного или нескольких синонимов.
3.
Слияния (упрощения):
•
слияние нескольких предложений в одно.
|
IV. Практическая
работа
|
5 мин
|
А
сейчас мы поработаем над приемами сжатия текста практически. Работать будем в группах. Необходимо сжать текст определенным
способом компрессии.
1группа
Произведите сжатие фрагмента,
используя прием слияния
О
значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного
слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о
значении слов общенаучной
лексики? Наиболее полно эта
лексика отражена в энциклопедических словарях.
Вариант
ответа
О
значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении
любого общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной
лексики – в энциклопедических
словарях.
2 группа
Произведите сжатие фрагмента,
используя прием замены
Песня
тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то
сверху, то из-под земли.
Вариант ответа
Тихая
и печальная песня слышалась отовсюду.
3 группа
Произведите сжатие фрагмента,
используя прием исключения
Великие
качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная
доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в
детстве, а потом лишь шлифуются: время
оттачивает и проверяет их.
Вариант
ответа
Великие
качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.
Проверим
выполненную работу.
|
V. Физкультминутка
|
2 мин
|
Я
вижу, что вы немного устали. Давайте проведем с вами физкультминутку.
Вы
видите на стенах листы бумаги, на каждом из которых указан определенный приём
компрессии текста. Я буду читать небольшие определения приемов компрессии
текста, а ваша задача соотнести данный прием с ответами, которые у вас
развешаны на разных стенах кабинета. Покажите рукой правильный ответ.
|
VI. Работа над
текстом
|
20 мин
|
-
Вы уже овладели определенными знаниями, посмотрим сможете ли вы их применить
на практике. Перед вами лежат листочки с текстом.
Давайте
его прочитаем.
Призвание — это маленький росточек
таланта, превратившийся в крепкое,
могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький
росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём —
это источник счастья.
Я знаю много плохих специалистов.
Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят.
Это значит, что в молодости была
сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё
дело и с увлечением относиться к нему.
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему,
в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой
труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было
что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы
человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, что бы в каждом разгорелась
его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.
(По В.В. Шахиджаняну)
136 слов
-
Прежде, чем проводить сжатие текста давайте вспомним этапы работы с текстом.
1.
Определение темы текста.
2.
Определение идеи текста.
3.
Определение структуры текста.
4.
Определение микротем текста как частей общей темы.
5.
Моделирование сжатого изложения.
-
Какова тема текста?
Призвание – это талант, подкрепленный
творческим трудом.
-
Какова идея?
Человек может реализовать свое
призвание, если будет любить своё дело и увлекаться им.
-
Сколько в тексте микротем?
Три (по количеству абзацев)
-
Чем характеризуется микротема?
Определенной мыслью.
-
Выделите микротемы.
1. Призвание — это талант,
подкреплённый трудолюбием, и
найти своё призвание – значит обрести счастье.
2. Чтобы стать хорошим специалистом,
нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
3. Творческий труд сродни искусству.
Если в человеке разгорится его
«искра», он станет настоящим
мастером своего дела.
Итак,
сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая
микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы
сжатия.
-
Необходимо сжать текст, объяснив свою позицию и назвать приемы и способы
сжатия.
1 группа – 1 абзац (1
микротема)
Призвание – росток таланта, который не вырастет без самовоспитания
и трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.
-
приём сжатия текста за счёт исключения фрагмента
предложения,
содержащего причастный оборот (превратившийся
в крепкое, могучее дерево).
- приём слияния (упрощения) два
предложения исходного текста объединены в одно, что позволяет учащемуся
избежать повтора словосочетания маленький
росток. Получившееся предложение не теряет своей информативности и
правильно передаёт основное содержание первой микротемы.
2 группа – 2 абзац (2
микротема)
Если
человек ненавидит свою профессию, это значит, что в
молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Человек должен знать, любить свою профессию, относиться к ней с
увлечением.
- примем исключения -
опускается второстепенная информация, переданная в тексте от первого
лица - Я знаю много плохих специалистов.
- прием исключения из предложения
фрагмента
текста, содержащего определение (равнодушные к своему делу). Важная для понимания смысла фрагмента
информация передана правильно.
3 группа – 3 абзац (3
микротема)
Высшее
наслаждение жизни – творческий труд, приближающийся к
искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, любящий свой труд,
стремится к тому, чтобы в самом труде и в его результатах было что-то
красивое. Надо, чтобы в каждом разгорелась «искра», и тогда
получится настоящий Человек.
-
приём слияния (упрощения): абзац
исходного текста начинается с вопросно-ответной формы изложения, которая
перерабатывается экзаменуемым в одно утвердительное предложение.
- приём замены - заменяется
сложноподчинённое предложение простым,
- прием исключения - далее исключается
фрагмент текста, передающий второстепенную информацию (5 и 6 предложения третьего абзаца исходного
текста).
Обучающиеся
работают над сжатием текста
-Проверяем
работу
|
VII. Обсуждение
результатов работы
|
3 мин
|
Вот
наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с
экзаменационными критериями.
К-1 экзаменуемый точно передал основное
содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько
приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
К-3 Работа характеризуется смысловой
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические
ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)
Таким
образом, мы успешно справились с первой частью предстоящего вам экзамена,
написанием изложения.
|
VIII. Рефлексия
|
1,5 мин
|
-
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока, что должны были
освоить?
-
А как вы думаете, удалось ли вам их достичь?
-
Давайте проверим?
-
Что же такое компрессия?
-
Какие приемы компрессии вы знаете?
-
Какие способы вам известны?
-
Посмотрите на слайд и сократите предложения любым способом, аргументируйте
свою позицию.
Как относиться
к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что
доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти
иные, грустные, а порой и горестные картины.
Принято считать, что чистый
воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как
без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так
как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
-
Ребята, у вас есть время отработать умения писать сжатое изложение. Я думаю,
что у вас всё получится.
|
IX. Домашнее задание
|
0,5 мин
|
Сократить
текст с помощью любых приемов.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий